На фото: Евсей Васильев, нынешний ГФИ Забайкалья
Кто такие главные федеральные инспекторы и какая у них власть
Когда-то эта должность называлась просто и всем понятно — представитель Президента РФ в субъекте Федерации. Но это было очень давно. С 2000 года представители главы государства в регионах называются главными федеральными инспекторами. В чиновничьей среде название должности давно упростили до аббревиатуры ГФИ.
«Вечорка» в очередном выпуске проекта «Элиты Забайкалья» рассказывает обо всех забайкальских ГФИ. Их за 20 лет было восемь.
Что они могут?
Начнем с правового ликбеза, пока никак напрямую не связанного с Забайкальем. Главный федеральный инспектор — это глаза и уши полпредства Президента в федеральном округе и Администрации главы государства. Полномочия этих людей в регионе если не безграничны, то уверенно к этому стремятся.
В частности, ГФИ проводят на территории региона «мероприятия по организации контроля за исполнением указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации». Главный федеральный инспектор обязан вносить предложения об устранении выявленных нарушений и повышении исполнительской дисциплины региональных властей. На практике это может означать практически все что угодно — от простого предупреждения вплоть до отставок и посадок.
Кроме этого ГФИ и их аппараты участвуют в проведении контроля за исполнением в регионах федеральных законов и программ. При этом они довольно плотно взаимодействуют, а в ряде случаев фактически руководят «территориальными органами федеральных органов исполнительной власти» (читай — силовиками).
Ну и конечно, главные федеральные инспекторы очень много пишут. Из-под их пера выходит огромное количество документов, информирующих полпредство и Администрацию Президента о текущем состоянии дел в регионе.
Владимир Мельников
Бывший полковник КГБ, отдавший службе в органах 17 лет (с 1975 по 1992 гг.), Владимир Мельников был вторым и последним человеком, кто занимал должность полпреда Президента в Читинской области.
Его предшественник, бывший директор Читинского дворца пионеров Сергей Самойлов, был в этой должности с 1991 по 1993 годы. Потом его забрали в Администрацию Президента. Дослужился там до начальника территориального управления. Работал и многократно общался лично как с Борисом Ельциным, так и с Владимиром Путиным, у которого с 2001 по 2008 годы был советником. Потом уволился с госслужбы и по сей день трудится советником вице-президента компании «Норильский никель». Забайкалье не забывает. Помогал проводить несколько последних кинофестивалей.
На его смену и пришел бывалый чекист Мельников. Фактически должность ему перешла по наследству. На момент назначения он уже трудился экспертом в аппарате полпредства. В 2000 году при создании системы федеральных округов Мельникова автоматически переназначили на должность главного федерального инспектора. Впрочем, его карьера ГФИ не продлилась и года. Вскоре он был уволен, а в 2001 году стал членом Совета Федерации от Читинской области. Умер Владимир Мельников 27 августа 2013 года в возрасте 60 лет.
Павел Попов
Равилю Гениатулину, триумфально выигравшему в октябре 2000 года губернаторские выборы у депутата Госдумы Виктора Войтенко, в должности главного федерального инспектора в Читинской области нужен был свой человек. Какие для этого были задействованы административные ресурсы и какие приводные ремни пришлось привести в движение, мы не знаем. Однако уже в 2001 году кресло ГФИ занял бывший глава избирательного штаба Гениатулина Павел Попов. В прошлом майор госбезопасности, он с 1992 по 2000 годы трудился в должности заместителя мэра Читы. А во время выборов недолго поработал начальником управления государственной службы администрации Читинской области.
Попов занимал должность главного федерального инспектора в течение пяти лет. Он стал первым региональным чиновником, который променял работу в Забайкалье не на столицу, а на другой российский регион. В 2006 году все неожиданно узнают, что Павел Борисович Попов назначен на должность… заместителя мэра Новосибирска. Однако с Читой связей он не порвал. Частенько сюда наведывался. Эти визиты в 2009 году кончились уголовным делом за мошенничество. По версии следствия, Попов присвоил право собственности на экскаватор марки «Хундай». Дело в итоге распалось.
Валерий Попов
Пришедший на смену экс-чекисту Павлу Попову его однофамилец Валерий Попов являл собой практически полную противоположность. Выходец из Якутии (он с 1998 по 2005 годы возглавлял Министерство энергетики республики), он недолго работал в Москве в центральном аппарате Министерства регионального развития. В Читу он приехал уже закоренелым федералом, профессионально, а местами бескомпромиссно ставившим на место региональных чиновников. Чиновники шептались о его губернаторских амбициях, тайной войне с Равилем Гениатулиным и планировании через силовиков провести зачистку верхушки региональной власти. Косвенные признаки всего вышеназванного прослеживались, однако полнота всей картины не ясна до сих пор.
Зато Валерий Попов вошел в историю региона тем, что в 2009 году волевым решением заставил Забайкалье отпраздновать 70-летие фактически забытой победы советских войск на реке Халхин-Гол. Именно ему город обязан постройкой мемориала и часовни по ул. Петрозаводская, которые большую часть времени пустуют. В 2010 году Валерий Попов работал в Новосибирске в должности помощника полпреда Президента в Сибирском федеральном округе.
Баир Жамсуев
Баир Баясхаланович Жамсуев был, есть и еще долго будет одним из самых популярных и влиятельных политиков в Забайкалье. Однако в марте 2008 года он оказался не у дел. Агинский Бурятский автономный округ, который он возглавлял много лет, прекратил свое существование в качестве самостоятельного субъекта федерации. Москва пригласила его работать в должности советника глава президентской администрации. По сути дела, там работал целый отдел, где были собраны бывшие главы регионов, которым федеральный центр давал возможность отсидеться на скамейке запасных. Жамсуев провел в столице почти два года и вернулся в феврале 2010 года в Читу в должности вновь назначенного главного федерального инспектора.
Именно при Жамсуеве прошла первая губернаторская рокировка. Депутат Госдумы Константин Ильковский сменил не только Равиля Гениатулина, но и ГФИ Жамсуева. После выборов сентября 2013 года он становится членом Совета Федерации, где работает до сих пор.
Николай Гантимуров
Бывший глава регионального сельхозкомитета, успевший поруководить в регионе сначала Аграрной партией, а затем «Единой Россией», Николай Гантимуров был назначен на пост главного федерального инспектора осенью 2013 года. Как мы уже писали, он лично курировал довольно странноватую инициативу по созданию в Борзе казачьей мотострелковой роты. Ее со скрипом, но все-таки создали. После крупных международных учений, прошедших на территории Китая, роту тихонько расформировали. Должность главного федерального инспектора покинул в ноябре 2016 года. Сегодня Николай Гантимуров трудится на неожиданной для профессионального агрария должности. Он — советник гендиректора ППГХО.
Дмитрий Колозин
Бывший глава управления наркополиции по городу Севастополь Дмитрий Колозин, естественно, был знаком по работе с первым после возвращения Крыма в Россию мэром города-героя Сергеем Меняйло. Меняйло позже с повышением отправили полпредом Президента по Сибири, однако он про знакомство с Колозиным не забыл. По решению Владимира Путина ФСКН в 2016 году расформировали, а его кадры передали в МВД России. Колозин в полицию то ли не попадал, то ли уже не рвался. Поэтому он с радостью принял предложение Меняйло и занял должность главного федерального инспектора по Забайкальскому краю. Впрочем, его читинская биография оказалась недолгой. После того как в 2018 году Забайкалье было передано в состав ДФО, полпред Меняйло, не захотев делиться со своим дальневосточным коллегой Трутневым ценными кадрами, перевел Колозина на аналогичную должность в республику Горный Алтай. Тем самым сохранив его для Сибири и для себя.
Игорь Цветков
После вхождения Забайкальского края в состав Дальнего Востока главного федерального инспектора в регионе не было несколько месяцев. Трутнев, как мы предполагаем, искал, на кого можно опереться в дальневосточном регионе-новичке.
Выбор пал на генерала ФСБ Игоря Цветкова. Из его биографии известно о службе на командных и руководящих должностях в органах безопасности СССР и России. Службу проходил в Туркмении, Таджикистане, Армении, Грузии и на Дальнем Востоке, был одним из руководителей оперативного отдела Кавказского особого пограничного округа.
Был первым заместителем начальника погрануправления ФСБ России в Дагестане и начальником управления в Ингушетии. Затем, с 2016 по 2018 годы, работал главным федеральным инспектором в Пермском крае, родном для Трутнева и считающимся его вотчиной. В Читу он приехал с малопонятной, но, возможно, нужной должности… представителя Президента РФ в квалификационных коллегиях судей Пермского края. В Чите провел ровно год. С весны 2020-го трудится помощником Дальневосточного полпреда.
Евсей Васильев
С апреля 2020 года у Забайкальского края новый ГФИ. Евсей Васильев достаточно молод. 26 сентября ему исполнится только 35 лет. Однако у него самая интересная и неожиданная среди всех предшественников биография.
Родился в Архангельской области. Окончил Российский государственный гуманитарный университет. С 2009 по 2018 годы проходил военную службу на различных офицерских должностях. Учитывая, что в том же 2018 году уже стал доцентом кафедры национального безопасности Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, то в армии он явно служил далеко не в строевых частях. Если прибавить сюда тот факт, что находящиеся в свободном доступе его статьи посвящены вопросам геополитики, то можно почти прямо сказать, что он был офицером весьма непростой структуры, на гербе которой изображена летучая мышь. Работал заместителем генерального директора некоего ООО Бюро «Стратегические коммуникации». В Читу приехал по ротации с аналогичной должности в Магаданской области. И, видимо, пробудет у нас тоже недолго.
(Продолжение следует)
Соломон РАЗМАХНИН
Фото: Яндекс