На фото: Элиты в сборе
Кто входил в команду губернатора Ждановой и куда они вдруг подевались
У Натальи Ждановой и ее правительства были все шансы пробыть у власти долго, оставить после себя добрую память и в хорошем смысле слова войти в историю. Во-первых, люди там подобрались местные и не случайные — никаких варягов и малоизвестных выскочек. Во-вторых, все они были деятельными и неравнодушными к Забайкалью. Но получилось то, что получилось.
Она уехала и не обещала вернуться?
Ключевой вопрос в исследовании «Ждановских» и их наследия: «А где сама Наталья Николаевна?» Ответа на него нет ни у кого, в том числе и у нас. Какая-либо официальная информация по этому поводу отсутствует в принципе. Сама Жданова никаких комментариев о своем текущем социальном статусе не дает. Да и недоступна она для них. Сотовый телефон 8-914-471-ХХХХ третьего губернатора Забайкальского края постоянно отключен, а в социальных сетях, как вы помните, наша бывшая глава региона так до сих пор и не зарегистрировалась.
Вот и приходится руководствоваться теми микроскопическими и разрозненными сведениями, которые время от времени просачиваются в Интернет через всезнающие, но по-прежнему анонимные telegram-каналы и аккаунты разномастных блогеров.
Один из каналов, ноги которого растут с Чайковского, 8, некоторое время назад утверждал, что Наталья Жданова тихо-смирно живет в Москве и трудится на малозначительной, но, надо полагать, весьма неплохо оплачиваемой должности советника генерального директора ПАО «Россети». Однако на сайте крупнейшего оператора энергетический сетей в России упоминания о советнике Ждановой вы не найдете. Впрочем, это может и не значить ничего. Советников у гендиректора компании федерального уровня может быть великое множество, и не всем из них по должности обязательно светиться в информационном пространстве.
Нельзя не вспомнить и два появления Натальи Николаевны в Instagram. Сначала у известного читинского блогера Юрия Черепанова. Потом — у профессора Сергея Тетерского, завкафедрой в Российском государственном социальном университете и ушельца из Читы.
В первом случае, в феврале 2019 года, Жданова попала в кадр в одном из модных читинских кафе. Выглядела она хорошо и беззаботно. Блогеру она призналась, что сидит дома и является домохозяйкой, правда, не уточнив, в каком городе этот дом находится.
Вторая публикация авторства одного из активистов «Забайкальского землячества» была посвящена встрече губернатора Александра Осипова со своими предшественниками Константином Ильковским и Натальей Ждановой. На фото все трое выглядели радостными и цветущими.
Жданова поджимает губы на встрече с бастующими в Вершино-Дарасунском шахтерами. 2017 г.
Под занавес уходящего 2019 года они встретились в уютном московском ресторане бурят-монгольской кухни «Сэлэнгэ». По официальной точке зрения, собрались они там, чтобы обсудить проведение Забайкальского международного кинофестиваля. По неофициальной — просто отмечали Новый год.
Кстати, руководитель секретариата Ждановой влиятельнейшая, хотя широким кругам и неизвестная, Ирина Страмилова сегодня работает в крупной компании в Москве. В команде Осипова ее сначала оставили на другой должности, но Ирина Александровна предпочла уйти сама еще до того, как отставки чиновников в команде Осипова стали массовыми.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что хотя Наталья Николаевна Жданова и является москвичкой, но связей со своей малой родиной рвать не собирается. Причем связи эти на 100% являются частными. В Чите у нее остались пожилые родители и квартира в одной из новостроек.
Вторые: де-факто и де-юре
Человеком № 2 в команде Ждановой официально являлся первый вице-премьер Александр Кулаков. В период междуцарствия, когда Жданова уже ушла, а Осипов еще не пришел, именно Кулаков, как самый главный из остающихся в наличии чиновников, в течение двух недель возглавлял край.
Осенью 2018 года, когда врио губернатора Осипов начал изначально провальную борьбу против растущих цен на бензин, именно Кулакова делегировали на проведение разборок с руководителями сетей АЗС. Разгрести эти авгиевы конюшни одними командно-административными методами, не имея более никаких законных рычагов влияния, Александру Сергеевичу, разумеется, не удалось. За это он многократно и беззастенчиво получал от врио губернатора на многочисленных совещаниях. Закончилось все вполне предсказуемо — 7 декабря 2018 года Кулаков был отправлен в отставку.
Сейчас он живет в Санкт-Петербурге. Добровольного желания возвращаться в Забайкалье у Александра Кулакова, судя по всему, нет никакого. Делать это приходится в принудительном порядке — он свидетель в уголовном деле о налоговых махинациях, фигурантами которого являются экс-вице-премьер Паздников и бывший глава Минфина Кириллова.
Вторым по влиятельности человеком в команде Ждановой де-факто являлся глава администрации Дмитрий Кочергин. Сегодня он трудится заместителем руководителя администрации Самарской области, курирует в регионе внутреннюю политику и живет в коттедже с видом на Волгу. Наездами бывает в Чите. Здесь у него много родни и… трехсотметровый коттедж в Атамановке, который уже несколько лет продается через «Авито» за дикое количество миллионов рублей.
Возвращаться на малую родину он, судя по всему, не планирует. Емким и красноречивым доказательством этого является история с порталом 75.ru, организационную и финансовую (через дружественных бизнесменов) помощь которому оказывал Кочергин. Весь 2018 год портал весьма активно и агрессивно завоевывал себе место под информационным солнцем региона. После отъезда Кочергина из Читы сайт закрылся в считанные дни, а вкусное и выигрышное доменное имя впоследствии досталось официальному порталу Забайкальского края.
Впрочем, и в Самаре Дмитрий Валерьевич тоже может не засидеться. Он состоит в президентском резерве управленческих кадров и поэтому в любой момент может быть рекрутирован на пост главы какого-нибудь региона.
Кстати, рабочие успехи Кочергина, как главы администрации ННЖ, были бы невозможны без его опытнейшего первого зама Сергея Трофимова. Аппаратный гений, про которого говорили, что у него в голове не мозги, а компьютер, Сергей Борисович был точкой сборки региональных элит еще при Равиле Гениатулине. При Ждановой об опытнейшем аппаратчике вновь вспомнили и пригласили усилить губернаторскую администрацию. Трофимов бы проявил себя и при Осипове, если бы в апреле 2019 года сердце аксакала не остановилось прямо в рабочем кабинете.
Как волной смыло?
Более-менее заметных госслужащих ждановского призыва на своих постах сегодня не осталось. Причем процесс вымывания начался еще во времена ее губернаторства.
Первой ушла министр культуры Мария Гуськова. Она то ли грела место для своей преемницы Елены Михайловой, то ли делала себе карьеру перед своим трудоустройством в Минкультуры РФ, где Марина Николаевна сегодня и трудится. Глава Минсельхоза Михаил Кузьминов ушел после возбуждения уголовного дела. Сегодня он директор коммерческой фирмы, связанной с сельхозбизнесом. Ожидает приговора по своему делу, который не озвучен до сих пор.
Остальные министры уходили из правительства медленно, но неотвратимо. Сменщик Кузьминова Лоскутников ушел на пенсию. Министра финансов Марину Кириллову делегировали в Заксобрание. Глава Минтерразвития Виктор Паздников, недолго побывавший в вице-премьерах, после возбуждения уголовного дела тоже предпочел уйти в отставку. Без видимых причин (хотя они, вероятно, были) и по собственному желанию покинули свои должности главы Минспорта — Михаил Радченко, Минкульта — Елена Михайлова, Минздрава — Сергей Давыдов, Минприроды — Анатолий Романов, Минэкономики — Сергей Новиченко и сразу два министра внешнеэкономических связей — Алексей Дроботушенко и Максим Кравцов.
Поток направленной на них со стороны Осипова критики был сильным, хотя на личности перехода вроде бы не было. На персональные орехи досталось только бывшему министру труда и социальной защиты населения Андрею Федотову. Ему припомнили злоключения многодетной читинской семьи — той самой, из-за которой Александр Осипов пустил на «прямой линии» свою знаменитую слезу.
Ушли ждановские министры не в пустоту. Все сегодня при хороших должностях, на которых не надо вкалывать непонятно ради чего до 2-3 часов ночи и совсем не обязательно быть прилюдными мальчиками для битья. Вот только влияния на региональную власть и политические процессы в регионе эти должности не оказывают никакого.
Радченко, например, вернулся в свою строительную компанию, которая так и называется — ООО «Радченко». Романов возглавляет небольшую угольную компанию. Дроботушенко нашел себя на посту декана в ЗабГУ, его предшественник Кравцов — в представительстве МИДа. Федотов возглавляет Улетовскую ЦРБ, а Елена Михайлова трудится представителем… Российского военно-исторического общества. В общем, сегодня «Ждановские» — это больше не про политику, а про историю.
Примечательно, но некоторых ушедших чиновников уже при Осипове вернули во власть. Андрея Кефера, которого Жданова делегировала в мэрию Читы, вернули на краевой уровень. Причем с повышением — не министром финансов, а вице-премьером.
Вернулся на Чайковского, 8, и бывший начальник управления внутренней политики Александр Тарасов. Один из лучших аналитиков в регионе, бывший сотрудник «Вечорки», он больше года работал в Краевой библиотеке им. Пушкина. Его талант вновь оказался востребованным, и сегодня Александр Петрович — советник руководителя осиповской администрации Алексея Казакова.
Соломон РАЗМАХНИН
Фото Сергея Бумагина и из Instagram Сергея Тетерского