Кто в Чите примеряет на себя роль борцов с режимом, и можно ли этим людям доверять
На этом месте должен был быть совершенно другой материал. Однако безумная, лежащая за гранью здравого смысла и формальной логики, выходка доморощенного «революционера» Стаса Захарова, разбросавшего пачку фальшивых бюллетеней Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию, заставила нас переменить точку зрения. Мы решили обратить внимание на нашу т.н. «оппозицию».
Элита или антиэлита?
Начнем с того, что оппозиции в классическом понимании этого слова в Забайкалье не существует. Может быть, где-то в России и есть, но у нас в регионе точно нет. Дело в том, что настоящая оппозиция подразумевает собой политическую деятельность, основанную не только на противостоянии, но и на уважении к действующей власти. У такой оппозиции есть своя, обоснованная и на тысячу раз просчитанная стратегия действий. Она в любой момент готова взять на себя ответственность за судьбу общества и стать властью, чтобы через какое-то время передать бразды правления другим людям, а самой вновь вернуться в оппозицию.
Ничего подобного среди забайкальской «оппозиции» наблюдать просто невозможно.
Желания нести ответственность за решение стоящих перед обществом проблем там ноль целых ноль десятых. Никакой ответственности, как мы полагаем, эти люди никогда и ни за кого не возьмут, зато позиционировать себя в качестве общественников, оппозиционеров и борцов с режимом они будут продолжать до последнего вздоха. Это уже даже не самолюбование, а что-то на грани политической мастурбации.
При этом, и это действительно знаковая деталь, практически никто из нашей «оппозиции» не имеет места работы и ярко-выраженного социального статуса. Люди, не сумевшие устроить свою жизнь, почему-то вдруг решили, что имеют моральное право бороться за счастье всего общества. Не бред ли?
Мы решили поместить этот материал в рубрику «Элиты Забайкалья» только по одной причине — из уважения к той настоящей оппозиции, о которой говорилось выше. Ну еще и потому, что рубрики «Антиэлиты Забайкалья» в «Вечорке» пока нет.
Стас Захаров
Сравнительно молодой, 1988 года, житель района СибВО появился на фронте оппозиционной борьбы Забайкалья семь лет назад словно черт из табакерки. Парень, чья известность до этого была нулевая, начал с митингов против тогдашнего главы Минздрава Лазуткина и его оптимизации.
Потом были десятки других митингов и сотни протестных видеороликов, на части из которых он откровенно был пьяным. «Ютуб» всемогущий помнит все. Многое помнят и в УМВД по Забайкальскому краю, сотрудники которого задерживали Захарова за распитие спиртного в общественном месте и участие в пьяной драке.
На каком-то этапе пацан с гоповатым прошлым и настоящим, чего он сам никогда не скрывал, вдруг назначает себя «революционером» и присваивает право говорить от имени всего забайкальского народа.
Все прекрасно помнят, как он несколько лет назад в подробностях угрожал в Интернете убийством жене главного редактора «Вечорки» Марии Праницкой. Тогда, как это и положено по закону, последовало заявление в полицию с просьбой дать правовую оценку заведомо агрессивным высказываниям «революционера». Ответ обескуражил всех. Полиция почему-то ничего незаконного в высказываниях Захарова не нашла. В то же время в Москве за гораздо меньшие грехи к реальному сроку заключения был приговорен блогер Синица. Он, конечно, сволочь добрая. Но в отличие от нашего доморощенного и гоповатого «революционера» он угрожал весьма широкому кругу лиц. Захаров же угрожал вполне конкретному физическому лицу.
Черно-голубая газета
Мы ни в коем случае не утверждаем и даже не намекаем на нетрадиционную сущность коллектива редакции «Черной газеты», кстати, полностью мужского. Речь о голубых полосках военно-морской тельняшки, которую носил в армии ее учредитель — все тот же С. Захаров. А вы о чем подумали?
Делают издание ровно два человека. Второй на этом междусобойчике — бывший журналист «Вечорки» Борис Ветров. В анналы истории он вошел после того, как потерял редакционный фотоаппарат. Всем говорил, что стал жертвой разбойного нападения. Только вот полиция быстро установила, что данный персонаж просто спал на земле, где у него аппарат и подрезали (потом его, кстати, вернут).
С участием С. Захарова в журналистской деятельности, как мы полагаем, впору разбираться соответствующим медицинским специалистам. Желание с помощью принадлежности к миру СМИ приподняться в собственных глазах там налицо.
Видеороликов, где парень с гордостью называет себя журналистом или выдает редакционное удостоверение «Черной газеты» очередному общеполитическому фрику, в Сети тоже хватает. Все это, правда, не помешало «революционеру» в разное время публично и крайне оскорбительно отзываться почти о всех СМИ Забайкалья — и о народной «Вечорке», и о сугубо коммерческом «Чита.ру», и о провластном «Забрабе», и даже о безобидной «Азии-Экспресс».
На что живет Захаров — неизвестно. «Черная газета» денег явно не приносит, а все сказки про работу сантехником и электриком — это на дурака рассказ. В качестве ИП официально не зарегистрирован. 500 тысяч рублей, подкинутые ему во время губернаторских выборов (чтобы с митингами особо не активничал), ушли на создание весьма посредственного фильма о туристическом потенциале края, ну и на покатушки по стране, до которых Захаров очень охоч.
Хотя доподлинно известно, что этот борец с режимом не брезгует деньгами от «партии власти». Например, его голубая, простите, «Черная газета» активно топила в Забайкальском районе на выборах главы администрации за тамошнего видного едроса Эпова, моча при этом эсера Ермолина. По словам политической проститутки Ветрова, которые он обронил на очередном радужном пати, Захаров заработал тогда на едросах 330 тысяч рублей.
Бабушка забайкальского протеста
Марина Львовна Савватеева — человек уникальный. На первые протестные митинги она, в ту пору функционер ВЛКСМ, выходила еще в революционном 1991 году. Некоторые из ее нынешних соратников тогда еще не родились.
На острие политической борьбы она была всегда. Сначала были антисоветские митинги 90-х. Потом — весьма хорошие гранты из фондов Ходорковского и Сороса в 2000-е. Здание на Бутина, 42, где базировался ее Центр поддержки гражданских инициатив, — известный штаб политической фронды той эпохи. После того как грантовый ручеек иссяк, весьма хорошим финансовым подспорьем для нашей героини и еще кучи разного народа стал Комитет защиты Ходорковского, созданный в Чите в 2005 году, когда в Забайкалье отправили отбывать срок опального экс-главу «Юкоса». После того как Ходорковского перевели куда-то на запад, деньги от него резко закончились и Комитет приказал долго жить.
За что только ни боролась Марина Львовна! Есть в ее биографии даже участие в такой странной структуре, как Профсоюз пассажиров, — протестовали в конце 90-х против роста цен на проезд в общественном транспорте. Итог — цены все равно выросли.
Ни в какой власти после распада СССР Савватеева никогда не была, если не считать краткосрочного похода в Общественную палату. При этом периоды ее оппозиционной активности странным, но очень понятным образом накладываются на периоды выборов либо на какие-то значимые события федерального уровня.
Пошла, например, оппозиция по стране в 2010 году митинговать против того, что на Парад Победы в Москве иностранных военных позвали, как наша героиня тут как тут — пикетирует возле парка ОДОРА. Облили в Москве Алексея Навального зеленкой — на митинг в Чите Марина Львовна пришла тоже с зеленкой на лице.
В прошлом году все помнят ее бескомпромиссную борьбу против варварской обрезки деревьев в Чите. Тема важная и злободневная, вот только после выборов в Читинскую городскую Думу все резким образом стихло.
Как и положено правильным «оппозионерам», Марина Савватеева непонятно где работает. Периодически она позиционирует себя в качестве частно-практикующего юриста. Законы она действительно знает, вот только юрист должен же где-то работать. Или мы не правы?
А еще Марина Львовна была судима — за подделку подписей в поддержку кандидата в президенты РФ Михаила Касьянова в 2008 году.
Леха по прозвищу Кочегар
Наверное, единственным представителем псевдо-оппозиционной тусовки Забайкалья, чей социальный статус прослеживается довольно четко, является известный видеоблогер Леха Кочегар (по паспорту Алексей Закружный). Он действительно работает кочегаром на одной из оптовых баз забайкальской столицы.
Сначала он выкладывал в «Ютуб» собственные песню под гитару, часто с политическим подтекстом, но в целом без жести. Потом резко поменял свою интернет-ориентацию и начал ходить по городу с видеокамерой, провоцируя встреченных людей на критику региональной и федеральной власти. Фирменный почерк Лехи Кочегара — забористый и витиеватый мат, которым он, как и положено пролетарию, не ругается, а разговаривает.
Несколько раз его штрафовали за такую культуру речи, но парень не унывал и продолжал гнуть свою линию. Догнул до того, что в мае нынешнего года наскреб на свой хребет уголовное дело по подозрению в призывах к массовым беспорядкам.
Самое интересное, что Кочегара действительно смотрят — счет его подписчиков в Интернете идет на десятки тысяч. Это обстоятельство делает Закружного весьма ценным кадром для нашей «оппозиции». Знающие люди говорят, что после того, как блогер-кочегар совпал с данной публикой, он заметно радикализировал свое творчество и стал гораздо чаще пить. Фактически Кочегар-Закружный превратился в некий тотемный символ забайкальской «оппозиции». Узнаваемость у него по стране хорошая (вспомните о подписчиках), и любая нездоровая ситуация, в которые он стал попадать регулярно, была протестной публике сродни подарку. От лишних поводов покричать о том, что в Чите инакомыслящих прессуют, они не отказывались никогда.
Необходимое послесловие
Раскрыть тему забайкальской «оппозиции» мы изначально планировали в одном материале. Однако в процессе подготовки вспомнили такое количество фамилий, что решили сделать продолжение. Ведь народ же должен знать своих героев. Не так ли?
Мы напомним, как в Чите люди с ярко выраженными националистическими взглядами (доказано судом) вдруг начинали позиционировать себя в качестве «жертв режима». Попробуем разобраться, как патентованные либерасты вдруг оказываются в рядах КПРФ. Ну и, конечно, мы расскажем, как забайкальская «оппозиция» погубила карьеру Сани Шамана (якутский шаман Александр Габышев, который шел в прошлом году пешком из Якутии в Москву — авт.).
(Продолжение следует)
Соломон РАЗМАХНИН
Фото из соцсетей