На фото: Александр Закондырин
Уровень жизни в Забайкальском крае совершенно не соответствует реальному экономическому потенциалу региона. На фоне великолепной природы жители региона вынуждены дышать загрязненным воздухом, а инфраструктурные и социальные проблемы копились десятилетиями. Тем не менее, считает известный российский эколог, первый заместитель председателя Общественного совета при Минприроды России Александр ЗАКОНДЫРИН, заметно улучшить ситуацию в регионе можно за 5 лет.
***
— Александр Евгеньевич, были приятно удивлены тем, что Вы стали участником предварительного голосования «Единой России» на выборах в Государственную Думу по Забайкальскому краю. Что Вас привело в Читу?
— Для меня, как эколога, Забайкальский край всегда был одним из приоритетов работы — это уникальный регион, и ситуация в нем без преувеличения влияет на все государство. И речь здесь не только про экологию.
Экономический потенциал Забайкалья, как известно, огромен. Богатейшие запасы природных ресурсов — 87% запасов урана России, треть всех запасов молибдена, почти столько же меди и титана, очень много вольфрама, серебра и золота, 24 месторождения угля, что дает региону собственную энергетическую базу.
Природа и климат позволяют выращивать экологически чистые продукты, что необходимо всем жителям нашей страны. Исключительно удобное транзитное расположение — через Забайкальский край проходит большая часть товарооборота между Россией и Китаем.
Но как в данный момент эти исключительно удачные позиции края сказываются на уровне жизни жителей края? Давайте скажем честно — ситуация в регионе тяжелая, а население живет откровенно плохо.
Даже по официальной статистике МВД Забайкальский край занимает 4 место в России по числу преступлений. За последние 5 лет региональный ВВП вырос всего на 5%, и сейчас регион — вспомните о природных ресурсах и транзите — даже не входит в перечень регионов с высоким экономическим потенциалом. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 8%, миграционная убыль населения составила 34,5 тысячи человек.
Что касается предварительного голосования, то хотел бы подчеркнуть — я не являюсь членом партии «Единой России». В праймериз решил участвовать, поскольку это удобная площадка для открытого предложения своих идей потенциальным избирателям. Несмотря на снизившийся рейтинг партии, в ее рядах очень много достойных людей, и на сегодняшний день это ведущая политическая сила как в России, так и в Забайкальском крае. Поэтому в любом случае, безотносительно итогов праймериз, будем с ней сотрудничать. Я уже несколько недель нахожусь в Чите, встречаюсь с местными жителями и экспертами. Планирую в ближайшее время посетить большинство городов края.
— Что именно бросается в глаза сильнее всего?
— Проблемы региона копились десятилетиями, за прошедшие 5 лет электорального цикла, как всем очевидно, для их решения было сделано далеко не все, что нужно. Я бы сказал, что главная проблема Забайкалья — это много крупных проблем в разных сферах. Это проявляется в том, что текущие показатели развития социальной сферы не могут обеспечить повышение качества жизни в регионе даже до уровня «выше среднего».
Больше половины всех больниц нуждаются в капитальном ремонте, примерно 4% вообще находятся в аварийном состоянии, а износ материально-технической базы медучреждений составляет 70%. На этом же уровне — 70% — износ коммунальной инфраструктуры. Непригодно для проживания 157,4 тыс. кв. м жилого фонда. Кроме больниц капремонт нужен — из того, что знаю сейчас — 311 школам. Очень много дорог в плохом состоянии и попросту опасны для использования.
— Вам еще нет и 40, но Вы уже приобрели солидный опыт управленца — работали в крупной корпорации, возглавляли федеральную политическую партию «Альянс зеленых», входите в руководство Общественного совета Минприроды России, выступаете экспертом для многих федеральных структур. Вы сами решили избираться в депутаты от Забайкальского края?
— К сожалению, нынешние представители края в федеральном парламенте не справились с задачей решить хотя бы некоторые ключевые проблемы края. Социально-экономическая ситуация в регионе за 5 лет качественно не изменилась. Это факт.
По моему мнению, Забайкальскому краю нужен профессиональный и энергичный представитель на федеральном уровне, имеющий нужный опыт работы. В ближайшее время я планирую опубликовать подробную программу действий, которые обеспечат долгосрочное и, самое главное, устойчивое социально-экономическое развитие Забайкалья.
Над программой сейчас работают серьезные федеральные эксперты. Думаю, что вполне реально за ближайшие 5 лет вывести регион из депрессии и обеспечить устойчивое развитие и благосостояние жителей края.
— Другими словами, вне зависимости от итогов праймериз ЕР Вы собираетесь участвовать в выборах и идти «на победу»?
— Да. После необходимого для понимания всех вопросов количества встреч с жителями края, на основе их пожеланий сформируем предвыборную программу, соберем команду — и пойдем на выборы. Уже запланированы встречи с жителями в Чите, Краснокаменске, Борзе, Петровске-Забайкальском, Нерчинске, Могоче, Шилке, Балее, Хилке, Сретенске, других территориях. Я планирую открыть свои общественные приемные во всех крупных населенных пунктах, в которые сможет обратиться любой гражданин. Обсудим текущую ситуацию и постараемся решить накопившиеся проблемы.
Моя цель — за 5 лет сделать Забайкалье экологически чистым и экономически успешным регионом. Будем работать круглосуточно, для того чтобы не на словах, а на деле помочь людям и заручиться их поддержкой.
— Экология и создание эффективной «зеленой» экономики занимает большое место в Вашей работе, Вы много времени уделяли конкретно Забайкалью. Какие экологические проблемы региона требуют особого внимания?
— Да, это сфера моих профессиональных интересов. В рамках реализации Национального проекта «Экология» мы на федеральном уровне занимаемся модернизацией и экологизацией российской промышленности, мусорной реформой, лесовосстановлением, оздоровлением уникальных водных объектов, таких как озеро Байкал. Ведем активную работу по созданию эффективной системы экологического мониторинга и экологического образования.
Что касается Забайкалья, то интерес экологов, к сожалению, здесь привлекает многое. Можно пройтись по списку.
Атмосферный воздух. Чита — один из 12 городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха и входит в перечень федерального проекта «Чистый воздух». Результаты наблюдений говорят о том, что загрязненность воздушного бассейна городов на территории Забайкальского края в целом остается выше нормы. Количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 117,326 тыс. тонн по Забайкальскому краю, 27,366 тыс. тонн генерирует сама Чита. Итого: 144,692 тыс. тонн, что очень много.
Среднее содержание бенз(а)пирена в столице края составляет 10,9 ПДК — и это серьезно. Ближайший конкурент, Петровск-Забайкальский, — бенз(а)пирен 4 ПДК. Соответственно, воздух Читы нуждается в очистке в первую очередь.
Главными «загрязнителями» атмосферы Забайкалья являются филиал Харанорской ГЭС и «Читинская генерация», «Интер РАО — Электрогенерация», «Разрез Тунгуйский», Тепловодоканал и несколько других предприятий. Очевидно, что без решения вопроса угольного отопления городов Забайкальского края проблема чистоты воздуха не исчезнет. Стратегически необходимо газифицировать Читу и другие города края, для чего нужно как минимум субсидировать тарифы на электричество для жителей из федерального бюджета. Для чего, в свою очередь, нужно решение Минэнерго и Правительства России. Это, кстати, дает понимание задач, которые обязаны эффективно решать представители Забайкалья в Государственной Думе.
Водные ресурсы. Главным фактором загрязнения рек и водоемов Забайкалья остается сброс загрязненных сточных вод. Сильнее всего страдают реки Чита, Ингода, Онон, Шилка и Амазар. Река Аргунь находится «на особом положении», поскольку основное антропогенное воздействие оказывается на эту реку не на территории России, а на территории Китая.
Благодаря работе экологов статистика по загрязнению тоже известна, с территории края со сточными водами в Амурский бассейн попало 1266,909 тонн разнообразных химических соединений, проходящих по категории токсичных.
Проблема есть не только со стоками, а и с мусором вообще. В Забайкальском крае ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов продолжает оставаться весьма сложной. В хранилищах, накопителях, складах, свалках и других объектах накопилось и продолжает накапливаться значительное количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных.
На территории Забайкальского края за год образовалось 230251716 тонн отходов, при этом обработано было только 474 тыс. тонн отходов, передано на обработку 11325 тонны отходов, обезврежено 723 тонны отходов, передано для обезвреживания 4581 тонны отходов, размещено 31306285,5 тонны отходов, передано другим объектам для захоронения 1867162 тонны.
Так как проблема системно не решается, отходы толком не перерабатываются — их объем постоянно растет. В 2019 году мусоросортировочный комплекс АО «Забайкалспецтранс» не работал вообще, так как находится в состоянии банкротства. Приведу одну пугающую цифру — на территории края зафиксировано 1224 несанкционированных свалки, каждая в среднем занимает один гектар.
Природопользование. Важно понять, что вопросы экологии и экономического роста, долговременного планирования развития промышленности неразрывно связаны. Продукция горного производства (уголь, руды и концентраты золота, серебра, урана, молибдена, вольфрама) составляет почти половину промышленной продукции края.
Это направление необходимо развивать, чтобы обеспечить инвестиции и устойчивый экономический рост края. С моей точки зрения, есть положительные примеры работы, такие как Быстринский ГОК (ГМК «Норильский никель») и проект «Удоканская медь» (ГМК «Металлинвест»). Нужно продолжать работу с крупными финансово-промышленными группами, чтобы вывести Забайкалье из экономической стагнации.
Отдельно — и очень подробно — можно говорить о лесах края. Это, без преувеличения, национальное достояние страны, лесистость Забайкальского края составляет 68,3%, и без леса Забайкалья не будет.
В Забайкальском крае сейчас существует 94 особо охраняемых природных территории (далее — ООПТ) разных категорий, из них 8 федерального и 86 регионального значения. В целом общая площадь ООПТ в Забайкальском крае на сегодняшний день составляет 3663,288 тыс. га, или около 8,5% территории края.
Большинство существующих особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения расположены в лесной зоне, в том числе на землях лесного фонда. Три федеральные охраняемые природные территории имеют международные природоохранные статусы, Сохондинский и Даурский заповедники являются биосферными резерватами ЮНЕСКО, а Даурский заповедник вместе с заказниками «Цасучейский бор» и «Долина дзерена» входят в состав международного российско-монгольско-китайского заповедника «Даурия».
Поэтому, если мы говорим об экономике, то одним из драйверов роста для Забайкалья может стать экологический туризм в Забайкалье. Природа здесь абсолютно потрясающая. Для того чтобы все получилось, нужна современная транспортная и туристическая инфраструктура.
Тревогу вызывает ситуация с лесными пожарами. По имеющейся у меня информации, на землях лесного фонда зарегистрировано 959 лесных пожаров на общей площади 568,7 тыс. га. Сил КГСАУ «Забайкаллесхоз» и КГУ «Читинская авиабаза» откровенно не хватает, и это еще один вызов, на который нужно реагировать. Тем более что динамика не радует: ущерб от лесных пожаров в 2018 году составил 58,6 млн рублей, в 2019 году уже 120 миллионов — почти вдвое больше. Я думаю, любой согласится, что нужно усилить противопожарную работу.
Важное направление природоохранной политики, которой я занимаюсь сейчас на федеральном уровне и конкретно в Забайкальском крае, связано с лесовосстановлением. Оно осуществляется путем естественного и искусственного восстановления лесов.
Много еще других экологических проблем края, но это разговор точно не на один час.
— Многие считают, что Забайкалью давно нужен «зеленый» депутат, понимающий всю проблематику экологических вопросов и их связь с экономикой и социальным развитием. Какие Ваши планы в части работы с экологическим сообществом?
— Сейчас я веду консультации с местными научными организациями и экологическими гражданскими активистами. Их опыт и знания нельзя недооценивать. Я хотел бы организовать региональное общественное движение с рабочим названием «Зеленое Забайкалье», которое откроет представительство во всех населенных пунктах края.
Основными направлениями работы будет создание общественных экологических инспекций по контролю за вырубкой, несанкционированным размещением отходов и незаконным недропользованием, акции по озеленению Читы и других городов края, создание независимой системы экомониторинга качества воздуха, мероприятия по экопросвещению школьников. Это гражданский, волонтерский проект, и я очень надеюсь привлечь к работе в движении активную молодежь Забайкалья.
— Спасибо Вам за открытый и содержательный разговор и желаем удачи на выборах.
Беседовал Иван ЧЕСТНЫХ
Фото предоставлено Александром Закондыриным